Проведение опросов: цели, методы и стоимость услуг по изучению целевой аудитории
Какое значение имеют исследования в бизнесе? Аналогия с медициной может помочь лучше понять этот вопрос. Как и врач, который не может прописать лечение, не получив диагноза, бизнес-аналитики изучают рынок, чтобы помочь компаниям определить возможности для увеличения продаж. Метод "проб и ошибок" больше не актуален. Для успешной конкуренции сегодня необходим детальный анализ ситуации и точное определение причин успехов или неудач. Опросы малых и средних бизнесов являются наиболее достоверным способом узнать мнение клиентов о бренде, понимание своей продукции, причины снижения продаж и предпринимаемые шаги для их повышения.
Цель проведения опроса
Владельцы бизнеса проводят опросы, чтобы понимать потребности своей целевой аудитории. Ведь путь без заложенных глаз - это дорога к успеху. Ошибки неминуемы, но когда принимаешь решение на основе анализа данных, результат может быть предсказуемым.
Крупные компании используют big data для проведения исследований рынка. Но у малых компаний, средних и нишевых нет этой возможности. Вместо этого они могут использовать опросы и анкетирование для получения информации и достижения многих целей, например:
- Определение потребностей клиентов и их мотивации к покупке. Опросы могут помочь понять, как ваш продукт может помочь решить проблемы вашей целевой аудитории. Это может быть важно при разработке новых товаров и услуг.
- Оценка уровня удовлетворенности и лояльности клиентов. Опрос может помочь понять устраивает ли клиентов качество продукции и обслуживания. Лояльность клиентов важна, поскольку они приносят прибыль, улучшают имидж бренда, привлекают новых клиентов.
- Выяснение мнения клиентов о вашем продукте: насколько хорошо они знают ваш бренд, предпочитают ли они его другим, и если нет, то почему. Опросы позволяют понять, что именно нуждается в улучшении. Если речь идет о новом продукте, то исследование поможет определить его потенциал на рынке и выбрать целевую аудиторию.
- Грамотное установление цен на товары и услуги. Опросы помогают выяснить, какая стоимость продукции и услуг является оптимальной.
- Контроль текущей ситуации с продажами. Путем проведения опроса клиентов можно выяснить, почему продажи товаров и услуг недостаточно высоки и что можно сделать для увеличения числа продаж.
- Прогнозирование спроса. Опросы могут помочь выяснить потенциал нового продукта или услуги и их привлекательность на рынке.
- Изучение конкурентов и анализ их преимуществ и слабостей. Опросы могут дать понимание того, кто работает в одной нише с вами, и чем вы можете улучшить свой продукт.
- Определение «силы» бренда, его узнаваемости и заметности рекламы среди целевой аудитории. Опросы помогают измерить эффективность маркетинговой кампании.
Методы и инструменты проведения опроса: как выбрать подходящий для вашей компании
Исследование, проводимое с помощью опросов, является количественным методом. Его целью является привлечение большого числа респондентов. При выборе размера выборки следует учитывать цели анализа, направление работы компании, географию ее деятельности и другие факторы. В среднем объем выборки составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.
Методы и инструменты проведения опросов могут быть разнообразными: онлайн опросы, опросы по телефону, опросы с помощью личного интервью и т.д. Выбор метода определяется прежде всего особенностями взаимодействия с клиентами, поэтому лучше обращаться к привычным каналам коммуникации. Если вам нужно опросить покупателей небольшого офлайн-магазина без программы лояльности, удобнее всего провести опрос лично. Если ваша компания продвигается через интернет, то разумнее всего воспользоваться онлайн-опросом. А если вы работаете в сфере B2B, то для опроса можно использовать телефонное анкетирование. В идеале, следует выбирать канал, который уже был задействован для контакта с потребителями.
Ниже перечислены наиболее распространенные и стандартные методики проведения опросов, которые широко используются во всем мире. Ознакомившись с ними, вы сможете выбрать подходящий для вашей компании метод проведения опроса.
CAWI-опрос – Computer-assisted Web Interviewing – это современная технология, которая позволяет проводить опросы большого объема аудитории быстро и без значительных затрат. С использованием специальной компьютерной программы создают анкету с настраиваемой конфигурацией и типами вопросов. Одним из преимуществ этой технологии является возможность показа графической, звуковой и видеоинформации респондентам. Кроме того, система автоматически отбирает участников на основе различных фильтров, таких как возраст, пол, регион проживания и уровень дохода. Выбранным респондентам обычно отправляется приглашение с ссылкой на анкету по электронной почте. После сбора необходимого количества ответов данные передаются специалистам для анализа.
Стоит отметить, что CAWI-опрос имеет как положительные стороны, так и недостатки. Опрос с помощью этой технологии экономит время и деньги по сравнению с личными интервью, а также обеспечивает большой охват аудитории без территориальных ограничений. Однако главным недостатком интернет-опроса является то, что количество ответивших обычно меньше, чем у телефонного и личного опроса.
Телефонное анкетирование включает в себя использование высокотехнологичных систем, включая CATI (Computer-assisted Telephone Interviewing). Такая система позволяет проводить анкетирование по заранее разработанному скрипту. Анкеты, используемые в процессе анкетирования, могут быть предоставлены заказчиком или сгенерированы системой случайным образом.
В процессе телефонной беседы каждый вопрос появляется на экране монитора перед оператором, который записывает ответы на автоматический носитель данных. Это делает такую систему представления данных более удобной по сравнению с методом CAWI. Анкета работает в интерактивном режиме, каждый последующий вопрос относится к предыдущим ответам.
При таком анкетировании супервайзеры могут контролировать работу интервьюеров. Их доступ к системе позволяет прослушивать выбранные анкеты, записывать разговоры и отслеживать результаты в процессе анкетирования. Однако, в некоторых случаях, вместо живого оператора интервью проводит бот, что помогает снизить стоимость исследования. Хотя многие люди нейтрально относятся к этому методу и состоятельно общаются с ботом - голосовым роботом.
Опросы, которые проводятся лично, получили название face-to-face (F2F), поскольку они предполагают безмедленный контакт между интервьюером и респондентом. Такие опросы могут проходить на улице, когда требуется охватить широкую аудиторию, или в магазинах, чтобы оценить мнение потребителей после покупки. Использование этого метода также актуально в холодное время года, когда опросы на улице могут быть затруднены.
Личное интервью может быть проведено в форме "бумажного" опроса (PAPI — Paper-assisted Personal Interviewing) или с использованием компьютера или планшета (CAPI — Computer-assisted Personal Interviewing). Второй вариант предпочтительнее, поскольку автоматизация уменьшает количество ошибок, обработка анкет контролируется лучше, а данные не нужно переносить с бумаги в программу, они сразу готовы к обработке. Также, при помощи компьютера, участникам опроса можно показывать видео и аудиоматериалы.
PAPI и CAPI считаются одними из самых дорогих способов проведения опросов. Это связано не только с финансовыми расходами, но и с необходимостью оплаты интервьюеров за присутствие на территории. Использование личных интервью также зависит от проходимости места опроса, что может привести к искажению получаемых результатов. В связи с этим данный метод с каждым годом теряет свою популярность, особенно в условиях, вызванных пандемией коронавируса.
Квартирный опрос: особенности и применение
Квартирный опрос – это форма личного интервью, проводимая по месту жительства респондента. Проведение опроса может быть как «бумажным», так и автоматизированным методом с использованием планшетов. Несмотря на высокую трудоемкость, сложность доступа и высокую стоимость, этот метод все равно используется для получения более подробных и детальных ответов от респондентов. Особенно этот метод применяется для проведения социологических исследований, например, переписи населения.
Как правило, квартирный опрос проводится дольше, чем интервью на улице или в магазине, что позволяет задавать более сложные вопросы и получать более развернутые ответы от респондентов. Однако, использование этого метода опроса имеет определенные ограничения, такие как высокая стоимость и трудоемкость.
Результаты квартирного опроса оцениваются с помощью различных показателей и индексов, которые имеют свои определенные нормы. Но следует учитывать, что эти нормы не постоянны и могут зависеть от типа рынка, географии деятельности, особенностей целевой аудитории и других факторов. Поэтому интерпретация результатов происходит индивидуально. Результаты опроса позволяют определить возможности для развития продукта или компании.
Опросы – это один из важных инструментов маркетинговых исследований. Цена на проведение опросов зависит от нескольких основных факторов. Как правило, оказание услуг по проведению опросов распределяется на три этапа – подготовку анкет, сбор данных и анализ результатов. Стоимость каждого этапа вносит свой вклад в общую стоимость услуг.
Цена на оказание услуг по проведению опросов определяется множеством факторов. В частности, на нее влияют количество респондентов, тип опроса и достижимость целевой аудитории. Также важным фактором является уровень отклика и заполняемости анкет. Опросы могут стоить от 70 до 5000 рублей за анкету.
Опросы помогают узнать потребности, мотивы, побуждающие к покупке, отношение к продвигаемому бренду и продукции конкурентов, отношение целевой аудитории к различным темам и пр. Полученные знания могут быть использованы для принятия управленческих решений. Рекомендуется заказывать исследования у профессиональных агентств, которые имеют опыт в разработке анкет, проведении опросов и оценке результатов. Уточнить стоимость услуг можно у конкретного агентства, которое оказывает данный вид услуг.
Фото: freepik.com