Выездные и камеральные налоговые проверки: сходство и отличия
Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России) по результатам налоговых проверок в 2021 году доначислила почти 138 млрд рублей в федеральный бюджет.
Основная цель всех видов налоговых проверок - это контроль за соблюдением компаниями налогового законодательства и реальности суммы перечисленных налогов в бюджет. К слову, прохождение налоговой проверки влечет за собой большое количество дополнительной работы по подготовке документов и их предоставлению. Однако, каждый вид налоговой проверки имеет свои особенности. В этой статье мы расскажем о том, как проводятся такие проверки.
Камеральная или выездная налоговая проверка?
Все налоговые проверки проводятся путем сопоставления данных, указанных компанией в налоговой отчетности, с реальным состоянием ее деятельности.
Камеральная и выездная налоговые проверки являются двумя видами налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка проводится регулярно на основе документов, которые предоставляет компания в контролирующие органы, а также на основании данных, которые уже имеются у налоговых органов. Эта процедура проходит без непосредственного участия компании. Целью камеральной проверки является выявление и предотвращение налоговых нарушений, контроль соблюдения законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов и наложение налоговых санкций.
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения компании, а ее инициатором является руководитель налоговой инспекции или его заместитель. Целью этой проверки является контроль соблюдения налогового законодательства и правильность исчисления налогов, взыскание недоимок по налогам и пеней, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений и предупреждение налоговых правонарушений.
Сопровождение налоговой проверки может помочь оценить риск проведения внеплановой налоговой проверки и дать рекомендации по ее проведению с наименьшими потерями. Выездная проверка проводится выборочно и требует предварительной подготовки компании.
Основные отличия камеральной и выездной налоговой проверок заключаются в том, что камеральная проверка проводится в ИФНС без участия представителей компании, а инспектор анализирует только поданную декларацию. Выездная проверка проводится на предприятии с инспектированием объектов и проверкой нескольких видов налогов. Также для проведения выездной проверки требуется специальное решение руководителя налогового органа.
Порядок проведения налоговых проверок: сравнение камеральных и выездных
Обязательность в правильности исчисления и уплаты налогов является общей для камеральной и выездной налоговых проверок, однако есть некоторые различия между этими видами проверок:
1. Основание для проверки: при камеральных налоговых проверках компании самостоятельно подают декларацию в ИФНС без распоряжения инспекции. В то же время, выездные проверки проводятся только при подозрении в недостаточной аккуратности в налоговых расчетах либо при включении компании в план проверок ФНС.
2. Предмет проверки: выездная налоговая проверка включает более детальное изучение документации, возможных налоговых уклонений и других серьезных недочетов. Во время выездной проверки сотрудники ФНС могут проверить не только один вид налогов, но и правильность расчетов и уплаты сразу нескольких платежей. В рамках камеральной проверки фискальные органы проверяют только ошибки и правильность расчетов, а также своевременность подачи документов.
3. Место проведения проверки: камеральные проверки проводятся без выезда инспектора на территорию проверяемой организации - все работы происходят в кабинетах сотрудников ФНС. Выездные проверки проводятся на месте у налогоплательщика, хотя при невозможности предоставления проверяемого места, проверка может происходить на территории инспекции.
4. Сроки проведения налоговой проверки: для камеральной проверки установлен срок в три месяца с момента подачи документов в ИФНС, обычно документы предоставляются один раз в квартал. Если были найдены неточности или намеренные искажения в документации, то сроки проверки могут быть увеличены. Выездные проверки обычно проводятся в течение двух месяцев, но могут продляться до четырех или шести месяцев в некоторых случаях, основанных на Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189Приказ Федеральной налоговой службы от 8 мая 2015 года N MMB-7-2/189@.
Оспаривание результатов проверки
Решение о штрафах и доначислениях, как результат налоговой проверки, может быть оспорено. Для этого стоит обратиться к компетентным специалистам, которые разбираются в налоговом законодательстве.
При необходимости увеличения срока проведения выездной налоговой проверки, несколько факторов могут повлиять на это, в том числе:
- юридическое лицо входит в список крупнейших налогоплательщиков;
- в ходе проверки было оказано противодействие сотрудникам ФНС (например, не были предоставлены все документы);
- были получены сведения о нарушении компанией законодательства об уплате налогов и сборов со стороны других контролирующих органов;
- возникла форс-мажорная ситуация в процессе проведения проверки;
- у налогоплательщика имеется несколько структурных подразделений - если их количество составляет менее четырех, то сроки увеличиваются до четырех месяцев, если же больше - до шести месяцев.
Специалисты налоговой службы проводят проверки у предпринимателей, чтобы выявить ошибки или нарушения в документации. Если всё в порядке, то предприниматель даже не узнает об интересе налоговой к его персоне. Камеральная налоговая проверка заканчивается выдачей акта, который отправляется администрации только в случае наличия нарушений. По итогам проверки ФНС может запросить уточненную налоговую декларацию, уведомить о необходимости доплаты налогов и пеней. Если же организация не соблюдает сроки подачи декларации, ей придётся оплатить штраф.
Результаты выездной налоговой проверки подводятся в специальную справку, а после этого составляется акт. Решение по результатам проверки выносится на основе данного документа и вручается руководству компании или уполномоченному лицу. Выявленные нарушения могут привести к доначислению налогов, а также наказанию в виде штрафов и пеней. Если налоговики определят, что нарушения были умышленными, то на организацию может быть наложен штраф в размере 40% от начислений и пеней.
Чтобы оценить налоговые риски и подготовиться к налоговым проверкам, лучше обратиться в компанию с положительной репутацией и большим опытом в этой сфере. Оспаривать решение налоговой службы сложно, обычно суд принимает сторону ФНС. Если во время выездной проверки выявлены нарушения, может быть возбуждено уголовное дело или же налоговый орган может предложить процедуру банкротства компании. При этом владелец или руководитель организации может быть привлечён к субсидиарной ответственности.
Руководитель налоговой практики компании «КСК ГРУПП», кандидат юридических наук Роман Шишкин, дал советы по подготовке организации к налоговой проверке. В случае, когда камеральная налоговая проверка превращается в выездную, подготовка документов является важной задачей для представителей организации. Инспекторы стремятся доказать нарушения со стороны компании, поэтому необходимо подготовить документы и сотрудников таким образом, чтобы компания смогла отстоять свою правоту на этапе досудебных разбирательств или в суде. Стоит отметить, что на уведомление о предстоящей проверке не всегда хватает времени, поскольку инспекция не предупреждает о дате прибытия.
Существует возможность предупредить всех постоянных контрагентов о налоговой проверке, чтобы они могли подготовить необходимые документы для подтверждения сделок. Важно проверить реквизиты, печати, подписи, даты, чтобы документы были соответствующими с обеих сторон.
Если выездная налоговая проверка все же состоится, то компания может оказаться в трудной ситуации. Кроме того, не всегда возможно положиться на сотрудников компании или успеть самостоятельно изучить все нововведения в налоговое законодательство в короткий срок. В таких случаях всегда можно обратиться к независимому специалисту в области аудита или привлечь экспертов, чтобы оспорить решение ФНС о доначислениях.
Компанию «КСК ГРУПП» уже не раз приходилось заниматься оспариванием налоговых доначислений. Один из эпизодов связан с компанией-поставщиком угля. В процессе выездной налоговой проверки инспекторы подвергли под сомнение реальность сделок с одним из контрагентов. Специалисты ФНС установили, что компания не совершала поставки угля, и указали в актах, что у контрагента не было сотрудников, транспорта и складов, а значит такая фирма не могла осуществлять поставки. В результате доначисления в размере 10 млн рублей, в том числе пени и штрафы, были выставлены компании. Поставщик угля, пытавшийся самостоятельно оспорить акт проверки в налоговом органе, не смог добиться успеха. Однако юристы «КСК ГРУПП» вместе с клиентом смогли доказать в Верховном суде РФ, что сделки не были фиктивными.
Офис юридических и консалтинговых компаний, которые специализируются на аудите, в топовых рейтингах в РФ. «КСК ГРУПП» ежегодно доказывает свой профессионализм, занимая лидирующие места. Главная цель компании заключается в том, чтобы клиенты получили не просто совет, а решение своей задачи с просчитанным экономическим эффектом.
Фото: freepik.com