Лизинг персонала, или Эффективный инструмент оптимизации кадровых процессов

Лизинг персонала, или Эффективный инструмент оптимизации кадровых процессов

Одной из первоочередных задач бизнеса в условиях тяжелой или нестабильной ситуации является оптимизация расходов. Часто это достигается за счет сокращения числа работников. Однако, такой подход не является универсальным решением всех проблем, т.к. без персонала предприятие не сможет функционировать. Для того чтобы сохранить эффективную работу компании, многие организации начинают привлекать к работе «внешних» специалистов.

Компании все чаще обращаются к лизинговым агентствам за арендой персонала на ограниченный срок. Лизинг персонала – это инструмент, позволяющий организациям получить квалифицированных специалистов для выпуска продукции или оказания услуг без необходимости заниматься поиском персонала самостоятельно.

Использование термина «интеллектуальный капитал» в контексте лизинга персонала обозначает знания, умения и навыки, которые способствуют повышению производительности труда и, как следствие, увеличению прибыли.

Аренда временного персонала может быть необходима при отпусках или болезнях штатных сотрудников, а также при высокой сезонности производства. Учитывая сложность поиска квалифицированных профессионалов на рынке труда, лизинг персонала может стать настоящей находкой для компаний, нуждающихся в профессиональных кадрах на определенный период времени.

Развитие направления аренды работников берет свое начало из практики, которая нашла широкое распространение во время мирового экономического кризиса в развитых странах. Быстро завоевав популярность, лизинг персонала избавлял работодателей от финансовых и временных затрат по подбору и оформлению сотрудников. В России данное направление появилось в кризисный 1998 год. Его внедряли первыми иностранные компании, работающие на российском рынке, а от них опыт перенимали отечественные фирмы, стремившиеся выжить в неблагоприятные времена. Однако, даже в период процветания, работодатели поняли, что большой штат не обязателен для эффективной работы бизнеса, и услуги по аренде работников не утратили своей популярности. Сегодня, в условиях повышенной волатильности, спрос на подобные услуги, вероятно, возрастет еще более сильно.

Наибольшим спросом в данной сфере пользуются торговые работники (51%) и специалисты на различные позиции в общепите (23%). Спрос на временных сотрудников со стороны производственных предприятий также растет достаточно быстро, и в ближайшие годы этот сегмент может стать лидером. По данным исследования Исследовательского центра портала Superjob.ru, услуги по подбору временного персонала предоставляют 54% кадровых агентств в России. 31% российских компаний используют временный персонал, и общий объем российского рынка услуг по подбору временных сотрудников оценивается в специалистами 120 миллионов долларов.

Касательно перспектив мирового рынка трудового лизинга, можно отметить, что в развитых странах больше 90% компаний периодически или постоянно пользуются этой услугой. Количество агентств, предоставляющих данную услугу, ежегодно растет в 1,5 раза, а их совокупный годовой оборот уже превысил 60 миллиардов долларов. Эти сведения говорят о том, что данное направление будет развиваться и расти в дальнейшем.

Переимущества использования аренды персонала

Различные компании все чаще обращаются к аренде персонала для решения своих задач. Этот подход имеет множество преимуществ. Среди них - возможность привлечения высококвалифицированных экспертов именно на период выполнения проектов. Например, небольшие фирмы, которым не всегда требуется работа системного администратора, могут нанять его только в случае необходимости. При этом цена может существенно отличаться - до 90% в зависимости от условий. Кроме того, аренда персонала может привести к экономии за счет уменьшения количества простоев и налоговых выплат, если арендодатель является упрощенной системой налогообложения.

К другим выгодам аренды персонала можно отнести снижение нагрузки на отдел кадров, так как у арендованного персонала не предусмотрены компенсационные пакеты, а также снижение рисков для компании в случае сокращения численности персонала. Болезнь или отпуск сотрудника не будут приводить к простою работы, так как арендодатель обязан заменить его на этот период.

Также аренда персонала позволяет более гибко реагировать на сезонность бизнеса, открывать новые филиалы и представительства, нанимая необходимых сотрудников на период. Это позволяет компаниям сократить затраты на подбор квалифицированного персонала и сразу же начать работу над проектами.

Наконец, аренда персонала может быть выгодна не только для компаний, но и для временных сотрудников. Они получают шанс получить хорошо оплачиваемую работу, а также постоянный стаж работы, гарантированную оплату отпусков и больничных. Кроме того, согласно статистике, 10% временных сотрудников получает предложение трудоустройства в компании.

Тема интересов

В настоящее время услуги лизинга персонала широко используются во многих отраслях. Компании в сферах розничной торговли, общественного питания, банковской сферы, строительной, производственной и торговой деятельности все чаще обращаются за наймом временного персонала.

Количество запросов на подбор работников на временной основе увеличивается, меняются приоритеты и потребности. Если изначально привлекались высококвалифицированные специалисты, то сейчас значительная часть запросов поступает на сотрудников рабочих специальностей, таких как кассиры, продавцы, мерчендайзеры, официанты и другие подобные. Например, в России такие услуги широко используют крупные розничные сети, включая "Ашан", "Леруа Мерлен", "Метро" и многие другие. Кроме того, строительные компании также активно арендуют персонал, причем на эту отрасль приходится около 10% всего рынка. Наиболее востребованными среди этой категории клиентов являются сотрудники, не имеющие специального образования, такие как грузчики, асфальтоукладчики и разнорабочие.

В статье будет изложено общее описание трех видов аренды персонала - лизинга, аутстаффинга и временного трудоустройства.

Лизинг персонала означает временное использование сотрудников, которые могут быть впоследствии приняты на работу в компанию на постоянной основе. Однако на практике, особенно в условиях нашего рынка труда, редко происходит их непосредственное трудоустройство. Обычно компании предпочитают ограничиться арендой внешнего персонала. В настоящее время происходит смешение концепции лизинга и аутстаффинга, который предполагает использование внештатных сотрудников на постоянной основе.

Аутстаффинг, который производит производные от английских слов «out» и «stuff», подразумевает непрерывное использование внештатного персонала. Этот вид аренды персонала предполагает возможность временно увеличить число сотрудников без непосредственного расширения штата.

Третий вид аренды персонала, временное трудоустройство, используется, когда компании требуется временный персонал на период от одного до трех месяцев, например, при отпуске или болезни штатного сотрудника.

Во всех трех случаях арендованные специалисты работают внутри компании, лизинговые агентства не несут ответственности за бизнес-процессы. Не следует путать аренду персонала с аутсорсингом, потому что при последнем полностью передаются бизнес-задачи на внешнее обслуживание, сотрудники аутсорсера отвечают за результат.

В ритмичном темпе рынка оказания услуг главными барьерами на пути его роста становятся:

  1. Недостаточная осведомленность руководителей многих компаний о предоставляемых услугах
  2. Лишения законодательной базы, которая не регулирует все тонкости финансовых операций.

Вопрос заемного труда, который будут рассматривать в Государственной Думе, уже взяли на вооружение. Однако, точку в этом деле так и не поставили. Пока формируется законопроект, контракты на оказание услуг с помощью аренды персонала заключаются на основании микса гражданско-правовых и трудовых договоров.

Для заказчика наиболее важным является максимально точно определить вводные параметры в договоре возмездного оказания услуг персоналом. Количество работников, их должности, уровень заработной платы, время выполения работы и критерии оценки выполненной работы. Отношения между заказчиком и наемными сотрудниками агентства регулируются условиями договора.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *