Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?

Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?

Некоторые предприниматели и компании склонны рассчитывать только на удачу в своей работе. Однако, чтобы достичь успеха, необходимо больше, чем просто удача. В тоже время, опираясь на свой опыт и правильно проведенные расчеты, можно достичь больших результатов. Сегодня, век информации, есть возможность воспользоваться знаниями других участников торгово-рыночных отношений России и всего мира. Одним из наиболее эффективных способов получения необходимых знаний является маркетинговое исследование рынка. Такое исследование позволяет получить ответы на важнейшие вопросы, которые встают перед компанией или предпринимателем, создать или обновить стратегию развития организации или бренда.

Анализ рынка: цели и виды

Для проведения комплексного маркетингового анализа рынка целесообразно учитывать его структуру, наличие свободных ниш, конкурентную ситуацию и потребительский спрос. Однако не всегда имеется возможность тратить ресурсы на обработку и изучение всех этих данных, поэтому важно определить, какие цели необходимо достигнуть при проведении анализа.

В зависимости от целей анализа, можно определить предмет и выбрать метод для проведения исследования. Среди основных видов анализа маркетингового рынка можно выделить:

  • Исследование рынка на объемы (емкость), его динамику и потенциал развития.
  • Изучение экономической ситуации на рынке, его сегментирование и оценку возможности их развития, а также групп потребителей, продуктов или предприятий.
  • Конкурентный анализ рынка с определением слабых мест и преимуществ конкурентов.
  • Исследование цен и проведение общего экономического анализа рынка.
  • Оценка структуры распределения или дистрибуции продукции на рынке.
  • Изучение способов продвижения и поддержки продукта на рынке.
  • Оценка силы бренда и восприятия товара/услуги.
  • Анализ спроса и поведения потребителей, а также определение факторов, влияющих на покупку.
  • Оценка восприятия товара/услуги и удовлетворенности качеством и свойствами продуктов.
  • Определение ключевых тенденций рынка и прогноз его развития на три года.

Кроме того, необходимо учитывать, что каждая сфера бизнеса требует свой подход к маркетинговому анализу рынка. Так, можно выделить несколько сфер бизнеса:

  • B2B (бизнес для бизнеса) – взаимодействие предприятий, которое характерно для таких сфер, как машиностроение, реклама, кадровые агентства и другие. При этом потребителими являются компании, а объемы покупок относительно высокие.
  • B2C (бизнес для потребителя) – производство, создание и продажа потребительских товаров, услуг, продуктов питания и т.д. В этой сфере потребители – физические лица, а объемы покупок могут быть небольшими.
  • B2G (бизнес для государства) – маркетинговые отношения между бизнесом и государством, осуществляемые, например, при госзакупках.
  • C2C (потребитель потребителю) – информационное и экономическое взаимодействие между продавцами и покупателями, включая продажи в соцсетях и т.д. Здесь важно учитывать участие третьих лиц – владельцев торговых площадок.

Подробный анализ рынка требуется не всегда, поэтому возможно проведение краткого среза или оценка общего состояния рынка. Но в любом случае необходим правильный выбор методов и инструментов анализа, а также последовательное выполнение ряда действий.

Изучив цели анализа рынка и разработав план, необходимо выбрать методы исследования рынка и инструменты для его проведения. Анализ рынка - это сбор информации и ее последующая обработка. Для сбора и систематизации информации могут применяться различные методы анализа рынка, которые условно можно разделить на три категории: количественные, качественные и смешанные. Количественные методы наиболее объективны, так как основаны на данных, которые можно посчитать и сравнить. Качественные методы позволяют получить информацию, которую невозможно подсчитать, но которую также необходимо учитывать при разработке стратегии развития бизнеса. Смешанные методы объединяют преимущества количественных и качественных методов.

Для сбора информации могут использоваться различные методы, такие как глубинные интервью, экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение, кабинетное исследование и бенчмаркинг. Если данные собраны, можно приступать к их анализу и структурированию. Для этого применяются инструменты, такие как расчет индексов и показателей в динамике, SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели "Пять сил" Портера.

Результаты маркетингового исследования рынка должны покрывать поставленные цели. На основе полученных данных можно составить эффективную стратегию развития бизнеса.

Исследование рынка является важным аспектом для бизнеса. При правильной организации и выполнении оно способно повысить спрос и продажи, оценить потенциальные угрозы и помочь избежать их. Тем не менее, стоимость маркетингового анализа может значительно различаться в зависимости от многих факторов.

Одним из первых факторов, влияющих на цену, являются используемые методы сбора информации. Стоимость проведения опроса может варьироваться от 40 000 рублей до нескольких миллионов в зависимости от количества вовлеченных респондентов, объема ресурсов, потраченных на аналитику и критериев отбора аудитории.

Наиболее затратными методами получения информации являются личный опрос, поквартирный опрос и холл-тест. Опросы в онлайн-формате стоят дешевле. Кроме того, для полноты картины может потребоваться добавление фокус-группы или например, глубинного интервью.

Цена анализа данных также может значительно варьироваться. Краткий отчет может стоить около 20 000 рублей, полный отчет — примерно 30 000 рублей и аналитическая записка — порядка 9000 рублей.

Однако некоторые компании готовы предложить малому бизнесу более выгодные пакеты услуг, где в стоимость уже включены все статьи расходов. Например, обзор рынка включает оценку емкости рынка, определение его тенденций и конъюнктуры, сегментирование клиентов, изучение их финансовых возможностей, выявление потребительских критериев, расчет отдачи от инвестиций при выходе на рынок и разработку стратегий развития ассортимента компании. При этом конкурентный анализ обойдется ориентировочно в 55 000 рублей, а потребительский анализ - примерно 45 000 рублей.

Хотя проведение исследования рынка может быть затратным, оно окупится, если использовать его результаты при разработке стратегии бизнеса.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *