Что такое эквайринг и как он работает?
Банковские карты появились на свет благодаря техническому прогрессу и развитию товарно-денежных отношений. Они были созданы для упрощения обналичивания средств, которые хранились в банке. Однако со временем, функционал карт значительно расширялся, и возникла услуга, которая сделала банковскую карту одним из самых полезных инструментов в повседневной жизни миллионов людей - эквайринг.
Эквайринг, что в переводе с английского означает "приобретение", является системой приема платежных карт для оплаты товаров и услуг. Это возможность расплатиться картой, не используя наличные. Эта функция стала настолько востребованной, что мы уже не можем представить свою жизнь без эквайринга.
По значимости, появление эквайринга вполне можно сравнить с изобретением мобильного телефона. Однако изначально эквайринг был достаточно примитивным. Кассиры использовали специальные устройства для получения бумажных "слепков" с реквизитами карты. Однако такой способ использования банковских карт был неудобен и небезопасен.
С развитием технологий появился терминал, который обеспечивает связь с банком во время проведения операции. Сегодня мы можем совершать покупки и оплачивать их картой с помощью терминала.
Миллионы организаций, предприятий и магазинов используют эквайринг потому, что это удобно и позволяет избежать риска приема фальшивых купюр. Кроме того, принимая карты, компании увеличивают объем своих продаж и приобретают новых платежеспособных клиентов. Организации экономят также на инкассации наличности. В свою очередь, клиенты получают удобный способ расчета и не беспокоятся, что кассир ошибется со сдачей.
Банк-эквайрер — это кредитная организация, в которой открыт расчетный счет продавца. Банк-эквайрер предоставляет оборудование для эквайринга. Он осуществляет расчеты с предприятиями торговли или услуг по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и выдает наличные денежные средства держателям платежных карт. Данная кредитная организация имеет право одновременно проводить эмиссию банковских карт, эквайринг платежных карт и распространение платежных карт. Они основаны на внутрибанковских правилах, разработанных банком-эквайрером в соответствии с действующим законодательством.
Что такое эквайринг и как он работает?
Эквайринг – это услуга банка, которая включает в себя технологическое, расчетное и информационное обслуживание организаций по платежным операциям с помощью платежных карт. Для того чтобы воспользоваться этой услугой, клиент должен заключить договор с банком-эквайрером, который установит в магазине, ресторане или другой организации специальное оборудование, такое как платежные терминалы или пин-пады. Это оборудование позволяет принимать карты на оплату.
Существуют различные виды эквайринга: торговый, интернет-эквайринг и ATM-эквайринг, каждый из которых применим к определенному типу платежей. Торговый эквайринг используется в магазинах, ресторанах, фитнес-клубах и так далее. Интернет-эквайринг, как следует из названия, относится к электронной коммерции. ATM-эквайринг, в свою очередь, связан с операциями по снятию наличных средств.
Наибольший интерес для клиентов представляет торговый эквайринг. Для использования этой услуги организация, которая предоставляет товары или услуги, должна установить устройства для приема карт на своей территории. Кроме того, необходимо заключить договор с банком, который будет обслуживать все платежные операции и выплачивать комиссии за их обслуживание.
Банк, в свою очередь, обязан предоставлять на территории организации оборудование для эквайринга, учить сотрудников компании обслуживанию клиентов с помощью платежных карт, а также проверять достаточное количество средств на картах. Кроме того, банк обязан предоставлять все необходимые расходные материалы и компенсировать сумму платежей в установленные в договоре сроки. Банк также готов предоставить вам профессиональную консультацию при возникновении проблем с оплатой услуг с помощью карт.
Эквайрер (acquirer) - это организация (банк), которая ведет депозитные счета для акцептантов карт (торговцев) и которой акцептант карт передает данные, относящиеся к операции. Приобретатель (эквайрер) несет ответственность за сбор информации по операции и расчет с акцептантами. Если у вас появятся вопросы, связанные с эквайрингом, обратитесь к вашему банку, который предоставляет эту услугу.
Для чего и кому нужен эквайринг
Как мы уже упоминали в предыдущей статье, эквайринг имеет ряд преимуществ. Давайте более подробно разберемся в чем они заключаются.
В первую очередь, компания, принимающая банковские карты в качестве оплаты товаров и услуг, выглядит более престижно и надежно в глазах клиентов. Безналичный расчет также обеспечивает клиентам дополнительное удобство, что положительно влияет на имидж компании. Клиенты могут легко оплатить покупки различными картами в любой валюте. Эквайринг также увеличивает число потенциальных покупателей, так как многие люди отказываются от покупок, когда им необходимо платить наличными. При возможности безналичного расчета покупатели и пользователи услуг чаще тратят больше денег на свои потребности.
Существует статистика, которая указывает на то, что средний чек по платежным картам выше, чем средний наличный чек на 30%. Люди оценили простоту и скорость оплаты банковскими картами и все чаще используют их, даже при малых покупках.
Сегодня банковские карты имеют практически каждый человек, включая пожилых людей. Согласно информации Банка России и Росстата, на 1 января 2019 года, на каждого россиянина приходится по одной-две банковские карты. В 2018 году объем покупок с использованием платежных карт составил примерно 21 трлн рублей.
Кроме того, использование эквайринга позволяет организациям экономить деньги, что достигается за счет отказа от инкассации наличности и полного исключения риска принятия фальшивых купюр. Банки, в свою очередь, предоставляют партнерам различные льготы, такие как дисконтные программы, скидки на банковские услуги и предоставление бесплатных курсов по обучению сотрудников организации.
Эквайринг выгоден не только компаниям и покупателям, но и банкам, которые получают новые возможности для расширения своей деятельности и увеличения числа постоянных клиентов.
Одним из наиболее развивающихся и приоритетных направлений бизнеса в России является эквайринг. Общее количество выпущенных банковских карт в стране превышает число населения, с коэффициентом покрытия более единицы. Согласно статистике, этот показатель в России значительно ниже, чем в развитых странах Европы и США.
Одним из ключевых факторов развития эквайринга является увеличение уровня финансовой и банковской культуры населения. В настоящее время все больше людей предпочитают безналичный расчет, карты пользуются спросом как удобный инструмент для повседневных транзакций и доступа к кредитному фонду.
Кроме того, компаниям также выгодно сделать процесс оплаты и получения денежных средств более удобным и быстрым. Однако эксперты отмечают, что эквайринг развивается в России медленнее, чем может быть было бы желательно.
Статистика подтверждает, что доля безналичных платежей в розничной продаже выросла до 55,6%, при этом большая часть этих платежей осуществляется банковскими картами. Также стоит отметить, что доля платежей картами существенно выросла по сравнению с использованием наличных денег.
Однако, хотя эквайринг в России не является правилом в настоящее время, он все же очень актуален для тех, кто желает увеличить объем продаж и развивать свой бизнес. Безналичный расчет обладает большим потенциалом для роста и развития в России, и организациям, еще не воспользовавшимся возможностями эквайринга, стоит задуматься о возможности установки оборудования для безналичного расчета.
Фото: freepik.com