29.08.2019

Православные христиане празднуют Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – один из двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, посвящённый событию,

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – один из двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, посвящённый событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви.

Русская вера

Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, XIV век

Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть», но смерть не в тяжких муках и страданиях, а как лёгкий сон и безболезненный переход от временной земной жизни к жизни вечной.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества. В этот день заканчивается Успенский пост, но если праздник совпадает со средой или пятницей, то пища разрешается только с рыбой, а разговляются после поста на следующий день.

 

Успение Пресвятой Богородицы. История праздника

Как мы знаем из Евангелия, умирая на Кресте, Господь вручил Пресвятую Богородицу попечению апостола Иоанна Богослова. «Же́но, се сын твой», – сказал Господь Богородице, указывая на своего любимого ученика. Затем, обратившись к нему, сказал: «Се мати твоя». «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26–27).

О жизни Богородицы после Вознесения Господня мы знаем только из церковного предания. Имеются пространные апокрифические сказания, например, «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», а также слова (проповеди) преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком. Существуют и более ранние свидетельства.

Обстоятельства Успения Богородицы известны в православной Церкви с апостольских времен. Ещё в I веке о них писал священномученик Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла. По мнению церковных историков, праздник этот был установлен в конце VI века при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 гг. Скорее всего, до этого времени праздник Успения был в Константинополе местночтимым, а затем уже стал общецерковным.

 

Жизнь Пресвятой Богородицы после Вознесения Господня

Пресвятая Богородица часто приходила для молитвы ко святому Гробу Господню. В один из таких дней ей явился Архангел Гавриил, вручил ветвь и возвестил о том, что через три дня окончится её земная жизнь. Получив это известие, Богородица не только не испугалась, но обрадовалась, ведь для неё смерть была желанным переходом к жизни вечной, встречей с возлюбленным Сыном и Богом. Вернувшись домой, Богоматерь поведала близким о своем скором успении. Узнав об этом, христиане, жившие в Иерусалиме и окрестностях, собрались, чтобы попрощаться с Богородицей. Чудесным образом и апостолы, которые разошлись по всей земле с проповедью веры Христовой, были собраны в Иерусалиме. Увидев друг друга, они радовались и недоумевали: для чего Господь собрал их в одно место? Апостол Иоанн Богослов, приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Апостолы приветствовали Пресвятую Богородицу, и она возрадовалась и прославила Бога, что Он услышал её молитву и исполнил желание её сердца. Настал час Успения Богородицы, и Сам Господь пришёл взять её душу. Неземной свет осиял горницу, в которой стоял благолепно украшенный одр с лежащей на нем Богородицей, окружённый апостолами. Увидев это, Божия Матерь произнесла: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о́ Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея…» И, поднявшись с ложа, поклонилась Господу, после чего без всякого телесного страдания Пресвятая Дева предала душу в руки своего Сына и Бога, как бы уснув.

 

Погребение Богородицы

Оплакав свою разлуку с Богородицей, апостолы приступили к погребению её пречистого тела. Пётр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр с телом Пречистой. Апостол Иоанн Богослов шёл впереди с райской ветвью, которую принёс Богородице Архангел Гавриил, а множество христиан сопровождали их с пением, свечами и кадилами. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верой прикасавшихся к священному одру.

Торжественное шествие направлялось в Гефсиманию, где покоились родители Пресвятой Богородицы (святые Иоаким и Анна) и праведный Иосиф Обручник. Озлобленные почестями, воздаваемыми Божией Матери, первосвященники и книжники послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело Богородицы сожгли. Но произошло чудо: облачный венец, по воздуху сопровождавший шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил всех христиан. Преследователи слышали шаги и пение, но никого не видели. Многие были поражены слепотой. Иудейский священник Афония из зависти и ненависти хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсёк его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Афония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и стал христианином.

Погребальная процессия достигла Гефсимании. Там апостолы положили тело Богородицы в гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем. По промыслу Божию лишь апостола Фомы не было при погребении Богородицы. Придя на третий день, он очень сожалел, что не удостоился благословения Богоматери и не смог проститься с ней. Апостолы, сожалея об этом, решились открыть гроб, чтобы он смог поклониться пречистому телу Божией Матери, но нашли в нём только погребальные пелены – тело Богородицы было взято на небо.

 

Успение Богородицы. Богослужение

В стихерах на праздник Успения описывается подробно событие Успения, собрание апостолов для поклонения и лобызания тела Матери Божией, появление самого Спасителя с ангелами для принятия души Богоматери. Последнее обстоятельство показывает, что Успение Божией Матери не есть смерть, а переход Её к истинной жизни. Стихеры праздника Успения были написаны патриархами Цареградскими Анатолием (V в.) и Германом (VII-VIII вв.), преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII в.) и Феофаном Начертанным (VIII-IX вв.).

Канон передаёт событие в виде драмы-диалога: слова Божией Матери, взывающей к Своему возлюбленному Сыну о скорейшем взятии Ея на небо; слова Спасителя, нисшедшего с ангелами взять Пречистую душу Родившей Его по плоти и отнести к Отцу; надгробные песни св. апостолов, собравшихся со всех концов вселенной почтить достойным погребением Пречистое Тело. Каноны празднику написали в VII веке преподобные Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин.

 

Народные традиции в день Успения Богородицы

В крестьянском быту день Успения Пресвятой Богородицы, по-другому «Большая Пречистая», считался днём окончания жатвы. В церковь на литургию мужчины считали долгом принести колосья нового хлеба, чтобы «Успенье-Матушка» благословила их труды и помогла благополучно управиться с молотьбой, оградив свезённый хлеб от пожаров и всякого несчастья. После обедни в сёлах проходил Крестный ход к полю. Здесь, на широкой меже, пели благодарственный молебен Божией Матери. Если во время молебна не было ни ветра, ни дождя, то предполагалось, что вся осень будет ведреная и тихая.

Женщины же, покончившие с жнитвом, «купались» в этот день по сжатой полосе и говорили: «Жнивка, жнивка, отдай ты мою силушку на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено». Этот обычай, характеризующий трудность женских полевых работ, во многих местах заканчивался крестьянскими пирушками, которыми жнецы как бы вознаграждали себя за изнурительную работу.

День Успения также считался не только постным, но даже траурным днём, по крайней мере старухи-крестьянки любили в этот день одеваться во всё чёрное в воспоминание праведной кончины Богоматери.

 

Источник: Русская вера

 

Источник: http://inpavposad.ru/novosti/prazdnik/pravoslavnye-hristiane-prazdnuyut-uspenie-presvyatoy-bogorodicy

Последние новости

Каширский городской прокурор провел выездной прием инвалидов и граждан с ограниченными возможностями

Каширский городской прокурор Сергей Чернышов провел выездной прием инвалидов и граждан с ограниченными возможностями в отделении активного долголетия городского округа Кашира «Ступинский».

Прием заявок в новый состав Общественной палаты продолжается в Московской области

В Подмосковье продолжается прием заявлений от кандидатов в члены Общественной палаты Московской области нового созыва, документы уже подали первые 50 человек.

27 апреля в Общественной палате Сергиево-Посадского округа состоялась совместная донорская акция!

27 апреля в Общественной палате Сергиево-Посадского округа состоялась совместная донорская акция!

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *