На воскресной Литургии епископ Питирим совершил диаконскую хиротонию
14 и 15 декабря, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице и третье воскресенье Рождественского поста, в храмах МДА прошли воскресные богослужения.
14 и 15 декабря, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице и третье воскресенье Рождественского поста, в храмах МДА прошли воскресные богослужения.
Страсти человека мешают наследовать человеку вечную жизнь. В дни поста христианину нужно особенно бдительно следить за собой. Сегодня Церковь напомнила в воскресном Евангельском чтении о вреде страсти чрезмерного желания богатства — любостяжания.
Однажды к Господу подошел юноша и спросил, как наследовать жизнь вечную. Христос перечислил заповеди, которые нужно исполнять. Юноша же ответил, что соблюдает их. Тогда Господь сказал, что нужно раздать всё свое имение нищим и после этого прийти, и следовать за Ним. Но юноша очень любил свое имение и не хотел от него отказываться. Богатству вечному он предпочел богатство временное:
Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
Господь попросил юношу оставить богатство не просто потому, что богатство — это плохо и его нужно презирать. Юноша имел страсть любостяжания, и, чтобы пойти и следовать за Христом, ему нужно было оставить эту страсть. Смысл оставления страстей не в том, чтобы просто их победить. Смысл в том, чтобы нам помогло это следовать за Христом. Святой Иоанн Златоуст размышлял на эту тему так:
Итак, не довольно презирать богатство; а надобно еще напитать нищих, и — главное — последовать за Христом, то есть делать всё то, что повелит Он, быть готовым на страдания и даже на смерть. “Аще, — говорит Он, — кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой, и последует Ми” (Лк. 9:23). Конечно, заповедь проливать собственную кровь гораздо труднее заповеди оставить свое богатство; однако ж и исполнение последней немало способствует исполнению первой».
Вечером 14 декабря всенощное бдение в Покровском академическом храме совершил ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим.
За богослужением проповедь произнес студент 4 курса бакалавриата Роман Белашов. Он напомнил всем собравшимся о Божьем милосердии:
Господь оказывает нам милость каждый день, просто мы не всегда это замечаем, так как пребываем в недолжном, духовно расстроенном состоянии. Но и здесь Спаситель мира проявляет Свое милосердие: для того, чтобы нам с вами достичь состояния Богообщения, Христос дает человечеству пост и молитву как средство настройки нас на нужный лад. Ведь любой музыкальный инструмент перед игрой нуждается в настройке, и только после нее исполнитель может порадовать слушателей прекрасной музыкой. Так и человек, настроенный постом и молитвой, может просить у Бога милости и получать ответы на свои вопросы».
Воскресным утром епископ Питирим в сослужении преподавателей и студентов в священном сане совершил Божественную литургию в Покровском академическом храме.
На антифонах ректор совершил постриг во чтецов студентов 3 курса бакалавриата Иоанна Говоркова, Романа Лаврентюка, Николая Легкого, Евгения Смирнова.
За Литургией епископ Питирим совершил диаконскую хиротонию студента 4 курса бакалавриата Николо-Угрешской духовной семинарии иподиакона Сергия Растерепина.
По запричастном стихе проповедь произнес студент магистратуры Алексей Лаштаев. Он рассказал о вреде эгоизма и желании устроить свою жизнь за счет другого:
Но столь желанный нами мнимый покой действует губительно на наши души. Покой разлагает человека, как тление разлагает покойников, делая нас слепыми и глухими чужому горю, неспособными полюбить. Ставящими собственное благо превыше всего. Но Бог говорит: “Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья!” (Авв. 2:9). Таких людей ждет неминуемое падение, и чем выше был покой, тем выше будет и падение».
По окончании Божественной литургии епископ Питирим обратился к присутствующим с архипастырским словом:
Сегодня читалось Евангелие, которое всегда вызывало у меня недоумение. Это Евангелие о богатом юноше. Непонятно, как это — богатый юноша, который сохранил все добродетели от юности своея, вдруг оказался под таким приговором, что трудно войти богатому в Царство Небесное.
Я всячески оправдывал его, тем более Господь сказал, что то, что невозможно людям, возможно Богу. И казалось все-таки, что этот юноша войдет в Царство Небесное, что Господь подвергнет его искушениям, и все-таки этот юноша не погибнет. Но однажды Евангелие прозвучало для меня в совершенно ином смысле.
У меня был один такой богатый юноша в сане диакона, который долго отказывался принимать сан священника. У этого диакона действительно были добродетели, которые были у богатого юноши. Казалось, никто кроме него не мог быть в сане священника. Но он упорно отказывался принимать сан священства, и иногда мне подумывалось, что он никогда не будет священником. Именно так и произошло. Этот диакон попал под запрет. Потом у него уже появилась возможность стать священником, и снял бы я с него канонические причины, но он уже сам этого не захотел.
Это очень важно особенно для тех студентов, которые поступили в МДА, и поступили именно с той целью, чтобы принять сан священства. Это те богатые юноши, которые обладают этими добродетелями. Если мы сейчас посмотрим на современный мир, то увидим, что осталось очень мало таких богатых юношей. В каком смысле богатых? В том смысле, что они обладают этими добродетелями, что у них нет канонических препятствий, чтобы принимать священный сан. И сколько юношей отказывается, кто по малодушию, кто избирает для себя богатую в смысле развлечений и удовольствий светскую жизнь и отходит от Креста. Но это же не просто так происходит, ведь свято место пусто не бывает. На место богатого юноши заступил Иуда, именно он стал апостолом. А ведь Господь призывал богатого юношу следовать за Ним, чтобы стать апостолом.
Некоторым он говорил, что негде мне глаголы творить. Ведь и птицы имеют гнезда, и звери имеют норы, а Сыну Человеческому негде глаголы творить. И таким образом Он отклонял тех, у кого не было вот этих дарований, чтобы следовать за Ним и стать апостолом. А у кого есть вот эти дарования, то есть призвание следовать за Христом и стать священником, то есть не просто исполнить заповеди и спастись, а именно следовать за Христом, быть в сане священнослужителя, таких призывает Господь. И именно им положено войти в Царство Небесное.
Потому что потом они растеряют свои добродетели, станут на путь порочный и будет им тогда действительно тяжело войти в Царство Небесное, как верблюду в игольное ушко. И тем студентам, которые учатся здесь, понимать это особенно важно. Это Евангельское зачало относится именно к вам — к тем, кто имеет эти добродетели. Сугубо это имеет отношение к тем, кто сегодня принял постриг во чтецов, потому что именно в этот день было это Евангельское зачало. И к отцу Сергию, который стал диаконом, чтобы он не сомневался перейти на следующую степень».
Справка:
Всенощное бдение в Покровском академическом храме совершил епископ Звенигородский Питирим. Ему сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), игумены Никифор (Кирзин), Адриан (Пашин), Филипп (Жиляков), Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), протоиерей Сергий Забелич, иеромонахи Феодор (Юлаев), Варлаам (Череп), Дометиан (Курланов), иерей Валерий Духанин, иеромонах Василий (Мусса), иереи Виталий Шелестенко, Сергий Чукович, диаконы Димитрий Маслов, Стефан Мартенюк, иеродиакон Иннокентий (Глазистов).
Божественную литургию в домовом храме Академии совершил ректор МДА епископ Звенигородский Питирим в сослужении духовенства. Ему сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), игумены Никифор (Кирзин), Адриан (Пашин), Филипп (Жиляков), Герасим (Дьячков), иеромонах Варнава (Лосев), протоиерей Сергий Забелич, иеромонах Феодор (Юлаев), иерей Димитрий Барицкий, иеромонахи Вячеслав (Сорокин), Аполлинарий (Панин), Варлаам (Череп), Нектарий (Райкович), Дометиан (Курланов), иерей Валерий Духанин, иеромонах Василий (Мусса), иереи Виталий Шелестенко, Марк Матыцин, Сергий Чукович, диаконы Димитрий Маслов, Стефан Мартенюк, иеродиакон Иннокентий (Глазистов).
На богослужениях пели первый академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) и второй академический хор под управлением Виталия Чувилова.
Пресс-служба МДА
Последние новости
Увеличение срока выплаты накопительной пенсии в России
Президент России подписал закон, изменяющий срок выплаты накопительной пенсии.
Женский доктор: важность женского здоровья
Как заботиться о своем здоровье и находить время для визитов к врачу.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований