ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ПЕРЕДОВЫЕ ИДЕИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ» В МГОУ
12 сентября 2019 года на базе Московского государственного областного университета состоялось очередное заседание Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубеж
12 сентября 2019 года на базе Московского государственного областного университета состоялось очередное заседание Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Татьяна Ивановна Кузнецова, секретарь — Дарья Анатольевна Заботина).
Научный руководитель семинара Татьяна Ивановна Кузнецова
Заседание было открыто печальным известием о скоропостижной кончине 17 июля на 68-м году жизни активнейшего участника семинара, математика и поэта, Александра Владимировича Нелаева — кандидата физико-математических наук, доцента, ветерана труда, Почётного сотрудника МГОУ, ведущего редактора газеты «Народный учитель», члена-корреспондента Международной Академии наук педагогического образования. С докладом «Памяти Александра Владимировича Нелаева» выступили:
— заведующий кафедрой теоретической физики МГОУ Виктор Васильевич Беляев;
— заместитель декана физико-математического факультета, заведующая кафедрой математического анализа и геометрии МГОУ Галина Вячеславовна Кондратьева;
— от совета ветеранов МГОУ — Серафима Фёдоровна Шилова;
— от молодёжи — выпускник МГОУ 2011 года, редактор университетской газеты «Народный учитель» и студенческого журнала «Будь с нами», кандидат филологических наук Денис Дмитриевич Дрошнев.
Виктор Васильевич Беляев
Галина Вячеславовна Кондратьева
Серафима Фёдоровна Шилова
Денис Дмитриевич Дрошнев
С докладом «Понятие числа в школьных курсах математики и информатики» выступили Анна Валентиновна Пантелеймонова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры вычислительной математики и методики преподавания информатики Московского государственного областного университета, и Марина Александровна Белова, старший преподаватель кафедры вычислительной математики и методики преподавания информатики Московского государственного областного университета.
Анна Валентиновна Пантелеймонова
Марина Александровна Белова
Понятие числа является одним из фундаментальных понятий школьного курса математики. Оно активно используется при изучении теоретических основ и прикладных методов. В современной методике обучения математике и информатике накоплен большой опыт изучения числа, разработаны различные соответствующие подходы и методы. Перед учителем стоит вопрос, как из большого калейдоскопа идей, обоснований и трактовок понятия числа в разных курсах сложить единую картину.
Методика преподавания понятия числа имеет большую историю, за которую сформировались различные подходы как к введению чисел, так и к последовательности изучения отдельных вопросов. Несмотря на то, что это одна из проработанных частей методики обучения математики, остаются проблемы с усвоением учащимися некоторых понятий и идей.
В современном школьном курсе математики (арифметика, алгебра и начала анализа) выделяют следующие содержательные линии:
— числовая (натуральные, рациональные и действительные числа, степень с действительным показателем, логарифмы чисел, тригонометрические числовые выражения);
— функциональная (прямая и обратная пропорциональность, квадратичная, показательная логарифмическая, степенная и тригонометрические функции, исследование функции с помощью производной, преобразования функций);
— преобразования (выражений целых, рациональных, содержащих степени, логарифмы, тригонометрические функции);
— уравнения и неравенства (линейные и квадратные, рациональные, показательные, логарифмические, иррациональные, тригонометрические уравнения и неравенства);
— стохастическая (элементы комбинаторики, вероятности, статистики).
Развитие указанных линий в процессе обучения взаимосвязано. Числовая линия и линия преобразований развиваются с некоторым опережением по времени по отношению к другим. Формирование понятия числа, умений выполнять действия над числами являются основополагающими при изучении функций уравнений и неравенств и анализе данных. В школьном курсе математики изучаются только числовые функции, уравнения и неравенства решают на множестве заданных чисел, а анализ данных проводят с учётом природы самих данных. Изучение чисел и действий над ними проходит через весь курс математики с первого по одиннадцатый класс. Поэтому линию числа авторы заслуженно указали первой.
В докладе было рассмотрено расширение понятия числа в процессе обучения в школе, взаимопроникновение и дополнение содержания обучения понятию числа в курсах математики и информатики, предложены сценарии и методические рекомендации по обучению понятию числа в урочной и внеурочной деятельности школьников.
Участники семинара
Во время заседания велась онлайн-трансляция, было зарегистрировано более 70 участников, из них более 50 участвовали очно. Следующее заседание семинара состоится 10 октября 2019 года.
Последние новости
В Зарайске полицейские и общественник присоединились к акции «Полицейский Дед Мороз»
В Зарайске полицейские и общественник присоединились к акции «Полицейский Дед Мороз» Сотрудники полиции ОМВД России по г.о.
Дачная амнистия — простой способ зарегистрировать недвижимость
«Дачная амнистия» — это временные правила оформления в собственность загородной недвижимости, которые действуют до 1 марта 2031 года.
Подмосковная Госавтоинспекция рекомендует жителям быть внимательнее на дорогах в предстоящие выходные
В первый рабочий день января на российских дорогах произошло 240 ДТП, в которых погибли 46 человек и 298 получили ранения.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований