В России создают вечный ядерный реактор

Российские ученые работают над ядерным реактором совершенно нового типа. Он практически вечный.

Российские ученые работают над ядерным реактором совершенно нового типа. Он практически вечный. Здесь используется смешанное уран-плутониевое топливо, которого на Земле хватит еще как минимум лет на сто. К тому же, речь идет об экологически чистой, безопасной энергии.

Огромное событие для мировой атомной энергетики : российские ученые – в одном шаге до создания вечного ядерного реактора. В этой теме мы оставили далеко позади всех – и американцев, и японцев, и китайцев. Итак, что такое МОКС-топливо и как оно работает на Белоярской АЭС?

Буду держаться, потому что очень боюсь высоты, а тут по строительным лесам приходится карабкаться, чтобы увидеть, как идет закладка основания для реактора нового типа.

В основании – гигантский (21 метр и вес почти 170 тонн) металлический диск.

- А что за металл?
-Тайна.

Детали конструкции доставили в Томскую область по Севморпути. Уникальная инженерно-транспортная операция.

Вот в том сером здании будет готовится топливо и по специальной галерее доставляться к реактору. Раньше для этого требовалось несколько заводов, а сейчас модули прямо на станции.

То, что происходит в городе Северске под Томском, – событие, без преувеличения, историческое не только для российской, но и мировой ядерной энергетики. Строят необычный, первый в своем роде реактор на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем замкнутого цикла БРЕСТ-ОД-300 с комплексом переработки отработанного ядерного топлива и его фабрикацией, то есть с производством абсолютно нового вида.

Быстрый реактор БРЕСТ – это еще и первый в мире инновационный атомный энергокомплекс естественной безопасности. В качестве теплоносителя здесь используется расплав свинца. Он инертен при взаимодействии с воздухом и водой. Одновременно здесь будут решаться ключевые сырьевые и экологические задачи отрасли.

Проект Росатома с говорящим названием "Прорыв" – это энергия без опасности и без добычи урана. Смешанное уран-плутониевое топливо – это тоже наша инновация. "Таблетки" находятся в тонкостенных трубках из различных сплавов циркония.

Это топливно-выделяющая сборка для нашего супернового проекта "Прорыв". Конечно, это макет, и я, в общем, не специалист – устройство объяснять не берусь. Но то, что вот так за него можно подержатся и внутрь заглянуть, впечатляет.

До сих пор все станции в мире работали на уране 235-м. На Земле его осталось чуть больше 6 миллионов тонн. Добывается очень тяжело. На некоторых месторождениях под землю сразу закачивают серную кислоту, чтобы потом забрать ее вместе с растворенным ураном. Хватит запасов ненадолго. Плюс выделение нужных изотопов — отдельная головная боль. Идея в том, чтобы создавать новый вид топлива из отработанного и, как здесь говорят, "хвостов" обогатительного производства.

Называется перспективное топливо МОКС. Опытные образцы проходят испытания здесь, на Сибирском химическом комбинате под Томском. В проекте задействованы десятки и сотни научных, исследовательских организаций страны.

"Это гордость для нас всех и огромная честь. Наверное, это сравнить можно только с первым полетом в космос . Потому что все знали, что можно летать, но никогда никто не делал. Нам история дала возможность реализовать такой уникальный проект на своей площадке и доказать, что мы лучшие в мире", – говорит технический директор Сибирского химического комбината (Росатом) Василий Тинин.

"Прорыв" – это еще и новые производственные мощности. В городе Железногорске Красноярского края на Горно-химическом комбинате Росатома впервые в мире создан промышленный комплекс по производству МОКС-топлива.

Серьезные трудности есть с подобными проектами в Японии, Великобритании и Китае. На создание аналогичного завода в США ушло за 8 лет без малого 8 миллиардов долларов, что в 50 раз превышает российские инвестиции, и результата там нет. На площадке Горно-химического комбината Росатома задача решена за 2,5 года. Беспрецедентное технологическое лидерство России в атомной отрасли, как и в случае с отечественной технологией центрифужного обогащения урана, которая в десять раз эффективнее американской.

"Паучок" – так ласково называют сотрудники станции реактор. Из-за этих вот изогнутых труб. На самом деле то, что мы видим, оранжевое – это крышка реактора, а сам он глубоко внизу.

Реактор на быстрых нейтронах БН-800 на Белоярской АЭС первым в мире уже почти полностью переведен на уран-​плутониевое МОКС-​топливо. Как говорят специалисты, система этого перехода будто и не заметила – все работает в заданных параметрах.

Персоналу всего четвертого блока станции, конечно, специально пришлось переучиваться. На вопрос, трудно ли работать с новым топливом и что вообще значит этот переход, отвечают: "Когда запускали, действительно было очень интересно. Новая эпоха в энергетике, у нас теперь безотходное производство". Такое мнение высказал ведущий инженер по управлению реактором четвертого блока Белоярской АЭС Дмитрий Кононов.

"Основная наша цель сейчас, нашей отечественной атомной энергетики, – переход на двухкомпонентную ядерную энергетику", – заявил заместитель главного инженера по безопасности и надежности Белоярской АЭС (Росатом) Валерий Шаманский.

Стратегическая линия Росатома – создание безотходных технологий в атомной энергетике.

"Мы создаем ядерную энергетику естественной безопасности, основанную на законах природы, а не на дополнительных инженерных барьерах, и это обеспечивает нам хорошую конкурентоспособность. Вот это все вместе и есть проектное направление "Прорыв", – пояснил научный руководитель проектного направления "Прорыв" (Росатом) Евгений Адамов.

"Прорыв" сравним по значимости с советским атомным проектом. Как и тогда, среди ключевых разработчиков – Курчатовский институт. Для замыкания ядерного топливного цикла и перехода к "зеленой" атомной энергетике нужны реакторы типа "Токамак".

"Такое же русское слово, как и "спутник" – "Токомак". В дальней перспективе это будет новая энергоустановка, как солнышко. В результате (…) мы обеспечиваем всю энергетику бесконечным количеством топлива, а все отходы мы используем в жидко-солевом реакторе, вырабатываем энергию и нарабатываем нужные нам изотопы для медицины и техники, для чего хотите", – рассказал президент НИЦ "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук.

Работы над сверхновыми солевыми реакторами в Курчатовском институте уже идут.

Покидая Белоярскую АЭС, мы еще по-настоящему даже не осознали, а ведь мы, похоже, открыли бездонный источник экологически чистой энергии, которой хватит еще даже не подсчитали на сколько. Но специалисты говорят, что как минимум на 100 лет.

Последние новости

Начните новый год спортивно!

1 января в парке им. Олега Степанова состоится пробежка, название которой очень мотивирует к победе «В новый год за новыми рекордами».

Во Дворце торжеств «Центральный» состоялось награждение художников масляными красками

21 сентября 2024 года – Союз художников-наставников под руководством Ульяны Глазковой установил Мировой рекорд и улучшил Национальный рекор России в достижении «Наибольшее количество картин,

В Звенигороде для находящихся на реабилитации участников СВО проведут соревнования

Фото: медиасток.рф Автор: Наталья Дорофеева В Звенигороде для участников специальной военной операции, находящихся на реабилитации после тяжелых ранений в местном санатории,

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Бузулуке на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *