Галерея орехово-зуевских художников: Фарфоровый полонез Дмитрия Верчинского
Дмитрий Верчинский — человек сдержанный и немногословный, но если вы посмотрите на фарфор, который он создает, то без всяких слов сможете оценить масштаб личности автора,
Жизнь поводила Дмитрия Федоровича по разным регионам бывшего СССР. Родился он в Красноярском крае, в городе Енисейске. В художественном училище учился в Алма-Ате. А потом продолжил профессиональное образование в Москве — Высшем художественно-промышленном училище. Работал главным художником Дулевского красочного завода и скульптором-художником на Дулевском фарфоровом заводе. Член Союза художников России, в 2015 году стал лауреатом Международного фестиваля художественной керамики. Пятнадцатого сентября мастер Верчинский отметил 70-летний юбилей.
— Дмитрий Федорович, в каком возрасте вы создали первую скульптурную композицию? И что это была за работа?
— Лепить из пластилина я начал рано. Сколько себя помню, столько и лепил. А первую серьезную работу сделал, когда учился в пятом классе. В то время как раз вышел фильм «Три мушкетера». Под его впечатлением вылепил целую баталию. Получилась настоящая битва на шпагах четырех мушкетеров с кучей гвардейцев кардинала. Вылепил я все это из пластилина, для прочности покрыл столярным клеем и расписал масляными красками. Работа среди знакомых произвела настоящий фурор. Ко мне начали ходить, как в музей, чтобы на нее посмотреть. Я был очень горд.
— Глина — живая? Бывает ли такое, что она не хочет вас слушаться или же, наоборот, становится ручной, послушной и податливой? От чего это зависит?
— Конечно, глина живая, поэтому и капризная. Каждый раз к ней нужен особый подход. Если найдешь его, она станет послушной.
— Вы работали главным художником на Дулевском красочном заводе, потом скульптором-художником на Дулевском фарфоровом. Это были благодатные времена в плане творчества или же вы были зажаты в жесткие рамки?
— На производстве ты всегда зажат в плане творчества. Особенно если работаешь на административной должности.
— Вы сознательно ушли в свободное плавание или к этому вас вынудили обстоятельства?
— Когда у меня появилась возможность работать на фарфоровом заводе, я обрадовался. Думал, что вот теперь-то появится наконец творческая свобода. Но не тут-то было. Меня использовали как специалиста по деколи. А деколь в сознании обывателя не есть высокое искусство. Это технология нанесения изображения на керамические или стеклянные изделия. Зато я единственный за всю историю Дулевского фарфорового завода был награжден столовым сервизом моей же разработки. Он называется «Театральный». Это было во времена, когда предприятием руководил Михаил Борисович Борисов. И все же я решил уйти в свободное плавание — хотелось лепить.
Сплетницы
Не черевички, а ты мне люб
— В стране несколько фарфоровых заводов с большой историей. Вам приходилось бывать на каких-то из них?
— В бывшем СССР работало 32 фарфоровых и фаянсовых заводов. Мне в свое время пришлось посетить почти все. Сейчас в России осталось всего три завода, и все они находятся в частных руках. Остальные разорены и разграблены. Почему так произошло, это долгая и невеселая история.
— У вас есть целая серия фарфоровых скульптур по произведениям Гоголя. Это ваш любимый писатель?
— Николай Васильевич Гоголь — один из наиболее любимых мною писателей. Это моя первая литературная серия. В планах — Чехов, Булгаков.
Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами
Вот повезло
— Бывает ли такое, что результат творческого процесса вам категорически не нравится? Если да, то какова судьба таких работ?
— Да, часто бывает, что работа не идет, а сделанное не нравится. В таком случае просто оставляю эту работу до лучших времен. Значит, я еще для нее не созрел.
— Мое внимание привлекла одна из ваших работ — блюдо «Беседа» (двойной автопортрет). На нем изображены два Дмитрия Верчинских, которые о чем-то спорят между собой. А в жизни у вас часто происходят такие внутренние диалоги? И о чем они, если не секрет?
— Я постоянно нахожусь в диалоге с собой. Как правило, один Верчинский себя ругает, а другой пытается оправдать.
Блюдо "Беседа" (двойной автопортрет)
— Создание фарфора для вас просто творческий процесс или все-таки некий ритуал, священнодейство?
— Фарфор для меня — материал драгоценный. Так я к нему и отношусь. Как
ювелир.
— Когда-то практически в каждой семье имелся фарфоровый сервиз, который доставали по особым праздникам. А в вашем доме такой есть?
— Да, такой сервиз в нашей семье есть. Это как раз «Театральный», о котором я уже рассказывал.
— Любимую чашку, если, конечно, таковая имеется, вы тоже создали своими руками?
— Не чашку. Я создал целый чайно-кофейный сервиз. Форма называется «Галина» — в честь жены.
— В каких крупных выставках и творческих проектах вам довелось принимать участие? И как это повлияло на вас в плане творческого роста?
— В зональных, региональных, всероссийских выставках участвовал. Как правило, все они дают толчок к творчеству. Заставляют больше задумываться. Вдохновляют, учат. В этом году принимал участие в выставке, посвященной Дню города Егорьевска. Она проходила в Егорьевском историко-художественном музее, который входит в десятку лучших музеев Европы. Я представил восемь работ. Домой не вернулась ни одна: все их сразу же купил музей. Для меня это была большая неожиданность и огромная честь, ведь в собрании музея представлены лучшие образцы российской промышленности и дизайна четырех столетий — с XVII по XX век: стекло, фарфор, металл, шитье, резная кость, расписное дерево.
— Ваша самая главная, самая любимая работа уже создана? Или все впереди?
— На этот вопрос отвечу так: мой полонез еще не написан.
Беседовала Ольга Красавина
Источник: http://inorehovo.ru/novosti/kazhdyy_chelovek_nam_interesen/galereya-orehovo-zuevskih-hudozhnikov-farforovyy-polonez-dmitriya-verchinskogo
Последние новости
Культурные события в Москве
Обзор главных культурных мероприятий столицы на предстоящий месяц.
Правительство Грузии сложило свои полномочия
Новый парламент приступил к выполнению своих обязанностей после выборов.
Визит российской делегации в Афганистан
Российские и афганские власти обсуждают важные экономические вопросы.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований